КУЛЬТУРА
КОМАНДА ПРОГРАММЫ:
Ирина Лапидус — программный директор
Оксана Фодина — программный директор
Алексей Казаков — менеджер программ
Лариса Типикина — координатор программ
Юлия Сухенко — менеджер программ
Программа «Музей без границ»
ФОНД ПОДДЕРЖИВАЕТ МУЗЕИ, ОТКРЫТЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАМ И ТРАНСФОРМАЦИИ. МУЗЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ ФОНДА, СТАВШИЕ СВОЕОБРАЗНЫМ ЭТАЛОНОМ КАЧЕСТВА МУЗЕЙНЫХ ПРОДУКТОВ И СЛУЖБЫ МУЗЕЯ, В ТЕЧЕНИЕ 15 ЛЕТ ПОМОГАЛИ МУЗЕЯМ СООТВЕТСТВОВАТЬ ВЫЗОВАМ ВРЕМЕНИ, СДЕЛАВ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ.
Фонд поддерживает музейную сферу России в течение последних двух десятилетий. Мы гордимся, что внесли свой вклад в появление знаковых музейных проектов, которые, в первую очередь, связаны с расширением участия людей в жизни музеев.

Сегодня о культуре принято говорить в более широком, комплексном смысле.
Это сфера, которая охватывает целый комплекс отношений и несомненно является инструментом, влияющим на город и регион. Мы предлагаем посмотреть на культуру как среду, открытую к партнерству и способную создать комфортное пространство для диалога разных сторон.

2018 год стал годом значительных преобразований деятельности Фонда по направлению «Культура». В рамках новой программы «Музей без границ» мы запустили серию грантовых конкурсов и инициатив. В основе всех начинаний — междисциплинарный подход, привнесение в музейную сферу успешных практик из других областей знания, активное включение музеев в социальные преобразования и решение общественных задач. Победителями конкурсов и авторами проектов, поддержанных Фондом, все чаще становятся не просто музеи, но драйверы, инициаторы, генераторы нестандартных идей и партнерств.
Мы существенно усилили образовательный компонент программы
«Музей без границ», организовав, например, цикл совместных семинаров
с Британским Советом Cultural Skills Academy, интенсив для участников инициативы «Музей. Сила места», программу мастер-классов и тренингов в рамках форума «Музейный гид». Уверены, что именно комплексный подход Фонда к развитию музейного сообщества, сочетающий разные форматы, модели и технологии, позволяет нашим партнерам и участникам проектов становиться настоящими лидерами позитивных преобразований в своей отрасли, в своих регионах, на всероссийском и международном уровне.
ИРИНА ЛАПИДУС
директор программ Фонда
Музей 4.0
Долгое время Фонд поощрял стремление музеев меняться вместе с изменениями внешнего мира. Сегодня музеи не только успешно меняются вместе со средой, но и сами готовы инициировать позитивные изменения. Конкурс «Музей 4.0» —
ответ на новый запрос музейного сообщества, которое повзрослело за эти годы и стремится не только участвовать в переменах в обществе, но и самостоятельно формировать социальную повестку.

Концепция «Музея 4.0» предполагает привнесение в деятельность музеев новых социальных технологий, которые совместно разрабатываются и тестируются в общем пространстве, возможность перенастроить существующий инструментарий и получить новый качественный эффект.
15
ГРАНТОВ
10
РЕГИОНОВ
45 210 373
РУБЛЯ
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА
Номинация «Культура участия»

Муромский историко-художественный музей, Владимирская область, Муром, Анна Горская

Номинация «Новые вызовы»

Объединение «Выставочные залы Москвы», Москва,
Юлия Балдина

Национальный музей Республики Карелия, Петрозаводск, Светлана Кольчурина

Фонд развития музея изобразительных искусств «Новый музей», Волгоград, Елена Огаркова

Учебно-научный музей Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Александр Попов

Музей «Огни Москвы», Москва, Наталья Потапова

Российский комитет Международного совета Музеев, Москва, Динара Халикова

Центр междисциплинарных исследований в современном искусстве, Москва, Александра Хейфец
Номинация «Сетевые партнерства»

Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина – филиал «Дом-музей Б.М. Кустодиева», Астрахань, Марина Емелина

Общественный совет по культурному наследию, Волгоград,
Федор Ермолов

Музей современного искусства PERMM, Пермь,
Анастасия Шипицина

Номинация «Технологии и инструменты» Музей городской жизни, Калининград, Александр Быченко

Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск, Сергей Ковалевский

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург,
Валентина Дейкун

Балтийский филиал Государственного центра современного искусства
в составе «РОСИЗО», Калининград, Елена Цветаева
Музейный десант
Конкурс «Музейный десант» позволяет увидеть, какие вопросы наиболее актуальны сегодня для музейных профессионалов. В 2018 году тематика поездок была разнообразной. Помимо традиционных тем реставрации, хранения, работы с посетителями, победители конкурса изучали маркетинговую политику, развитие музейного сервиса, проектирование художественных пространств, формирование партнерств.

Характерно, что в этом году победители поехали не только учиться, но и делиться знаниями: впервые при поддержке Фонда четверо российских музейщиков представили свои наработки на международных профессиональных площадках в Германии («Пространство и его художественное решение»), Италии («Конференция по наскальному искусству»), Финляндии («Взаимодействие музеев с социально-ориентированными НКО в сфере культуры и искусства») и Франции («V Международный палеонтологический конгресс»).

Важно, чтобы программы Фонда не только удовлетворяли спрос, но и предлагали идеи на перспективу. Участники директорской стажировки (13 человек) погрузились в тему партнерств — сотрудничества музеев с интернет-компаниями и электронными медиа, университетами и лабораториями, бизнесом и социально ориентированными НКО, театрами, концертными площадками, креативными кластерами, бизнесом, профессиональными сообществами.
40
ГРАНТОВ
25
РЕГИОНОВ
2 603 009
РУБЛЕЙ
КОНКУРС «МУЗЕЙНЫЙ ДЕСАНТ» СОДЕЙСТВУЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ. ФОНД ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГРАНТЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ, СЕМИНАРАХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ.

Музейный флагман
«Музейный флагман» — это публичное признание заслуг грантополучателей — участников потанинского музейного сообщества. Благодаря 15-летней поддержке Фондом российской музейной сферы их идеи и проекты в разные годы получили путевку в жизнь. Но они вряд ли могли бы успешно воплотиться без тех качеств, которые отличают победителей: инициативы, настойчивости и преданности профессии. Благодаря им сегодня инновации, впервые опробованные в рамках грантов Фонда, можно с уверенностью назвать традиционной музейной практикой, причем не только в России, но и за ее пределами. Надеемся, что «Музейный флагман» станет ориентиром мастерства для тех, кто сегодня только приходит в музейную сферу или обдумывает свои первые проектные идеи для участия в наших грантовых конкурсах.
3
РЕГИОНА
1 300 000
РУБЛЕЙ
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОГО – ПРЕДЪЯВИТЬ МУЗЕЙНОМУ СООБЩЕСТВУ ПРИМЕРЫ ВЫСОКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И НОВАТОРСКИХ ПОДХОДОВ, КОТОРЫЕ ВОПЛОТИЛИСЬ В ПРОЕКТЫ
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА.

НОМИНАЦИИ
ГРАНТА
Стоит признать, что Фонд Потанина изменил мою жизнь. В 2013 году я выиграл первый грант на «Искусство путешествий». Тогда я был археологом и преподавателем. И даже помыслить не мог, что через 3 года возглавлю музей, тем более Музей истории Екатеринбурга. Все сложилось на Школе Фонда для полуфиналистов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» (Нижний Новгород, 2013). Из нашей команды под руководством Михаила Гнедовского почти все тогда победили. Но главное, впечатлили сами 5 дней проектирования в компании по-настоящему увлеченных своим делом, ярких, творческих профессионалов. Там я сам в душе стал музейщиком и испытываю самый настоящий кайф от этой работы до сих пор.
СЕРГЕЙ КАМЕНСКИЙ
директор Музея истории Екатеринбурга
НОМИНАЦИЯ «МЕНЯЮЩИЙСЯ МУЗЕЙ — МЕНЯЮЩИЙСЯ Я»

Михаил Клецкий, Ростов-на-Дону. Доцент Южного федерального университета представил проект «Человек изобретающий». Теперь жители Ростова-на-Дону знают об истории вещей больше, чем жители других краев и областей России. В культурную афишу Ростова-на-Дону прочно вошли лекции, проводимые в трех музеях города: университетском естественнонаучном, художественном и краеведческом.

НОМИНАЦИЯ «МЕНЯЮЩИЙСЯ МУЗЕЙ — МЕНЯЮЩИЕСЯ МЫ»

Музей логистики, Санкт-Петербург. Проект «Логистика — это движение!» помог создать первый в мире передвижной тематический музей в стандартных грузовых контейнерах.

НОМИНАЦИЯ «МЕНЯЮЩИЙСЯ МУЗЕЙ — МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР»

Музей «Огни Москвы», Москва. Благодаря проекту на улицах столицы сохранились исторические фонари. Музей получил грант Фонда на проект «Копилка светлых идей». Музейные сотрудники могут проконсультироваться по вопросам светового дизайна, научиться пользоваться инструментами художников по свету, познакомиться со световыми решениями разных музеев мира.

НОМИНАЦИЯ «ВЫБОР СООБЩЕСТВА»

Музей «Семенково», Вологодская область
2 ИЮНЯ 2018 НА ГЛАВНОЙ СЦЕНЕ ФЕСТИВАЛЯ «ИНТЕРМУЗЕЙ - 2018» СОСТОЯЛАСЬ ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ВЛАДИМИРА ПОТАНИНА «МУЗЕЙНЫЙ ФЛАГМАН».

ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПО КАЖДОЙ
ИЗ ТРЕХ НОМИНАЦИЙ ВЫБРАЛИ ПУТЕМ ОТКРЫТОГО ОНЛАЙН-ГОЛОСОВАНИЯ.

Выбор коллег особенно ценен. Надеюсь, мы вместе сделаем еще много такого, что изменит наш музейный мир.
ДМИТРИЙ МУХИН
заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семенково»

Музей. Сила места
Накопленный опыт поддержки культуры позволяет нам попробовать доказать, что культура может оказывать мощное позитивное влияние на территорию, объединять вокруг себя бизнес, образование и государство. Новая культурная инициатива Фонда «Музей. Сила места» побуждает к тому, чтобы культура выступила проектным интегратором. В 2018 году проведен конкурс, победители которого пройдут обучение в Московской школе управления СКОЛКОВО. Самые успешные проекты, появившиеся в процессе, получат поддержку Фонда на конкурсной основе.

Первым событием инициативы стала форсайт-сессия, объединившая 96 участников из 24 городов России. На сессии под руководством модераторов участники сформировали совместный образ будущего на ближайшие 10-15 лет, определили ведущие тенденции и новые «окна возможностей» для российских региональных музеев, заинтересованных в культурной ревитализации среды.

В форсайт-сессии приняли участие представители культурных институций и органов власти из Барнаула, Благовещенска, Владивостока, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Иванова, Иркутска, Казани, Калининграда, Калуги, Кемерова, Красноярска, Нижнего Новгорода, Норильска, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Твери, Томска, Тюмени, Чебоксар, Ярославля. Выбор городов был сделан на основе исследования Московской высшей школы социальных и экономических наук, проведенного по инициативе фонда в 50 городах России для изучения культурного потенциала регионов. В фокус экспертов попали последние изменения в культурных стратегиях, активность основных игроков, культура как импульс городского и регионального развития.

Отбор на следующий этап – участие в коротком образовательном модуле в Московской школе управления СКОЛКОВО – проводился в заочном формате. Участникам форсайта было предложено продумать концепцию проекта по ревитализации социокультурной среды своего региона и подготовить эссе. На конкурс поступило 57 заявок, из которых в следующий тур перешли 30. Таким образом, в октябре 2018 года 30 представителей культурных институций из 16 городов прошли образовательный интенсив и получили возможность сформировать региональные команды и создать проектные концепции.

На этапе конкурса проектных концепций было получено 25 заявок от междисциплинарных команд, из которых были отобраны 10 лучших. Каждую команду представлял руководитель и двое участников.
30
ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА ЭССЕ
16
РЕГИОНОВ
10
ЛУЧШИХ ПРОЕКТОВ-КОНЦЕПЦИЙ
В названии нового проекта мне очень нравится словосочетание «сила места». Это придает новый акцент «музейной» программе фонда. Сразу понимаешь, что речь идет о музее, который может быть расположен только здесь, на этой территории, за которым история, люди и ответственность. И именно это место притягивает и создает не только внутри самого музея, но и вокруг него креативное культурное пространство, которое очень позитивно влияет на жизнь людей и на развитие территории.
ИРИНА АРЖАНОВА
Директор Национального фонда
подготовки кадров
Результаты музейного форсайта стали неожиданными для нашей команды. Мы работаем с коллективным размышлением о будущем и коллективной проблематизацией во многих отраслях, но именно с музеями впервые столкнулись с «кризисом представления об общем будущем». Эта ситуация видится нам не столько трагической, сколько вдохновляющей, поскольку именно в ситуации отсутствия объективного вектора развития могут зародиться яркие и устойчивые проекты и модели, построенные на принципах партиципации и междисциплинарном подходе, способные дать шанс на переосмысление модели деятельности в целом.
ВЕРОНИКА МИСЮТИНА
глава Центра управления благосостоянием
и филантропии СКОЛКОВО
Для таких удаленных территорий, как Дальний Восток, самым важным вопросом является демографический: как сделать так, чтобы люди не уезжали. Мы, музейщики, пытаемся ответить на него, рассказывая истории о нашем крае, об ушедших профессиях (например, о китобоях), привозим выставки из музеев страны, куда зритель из Владивостока вряд ли когда-нибудь попадет. Таким образом, мы выполняем функцию «укоренения» человека.
Вы не представляете, что происходит с людьми, когда они начинают себя чувствовать частью великой культуры, глубокого исторического пространства.
ВИКТОР ШАЛАЙ
директор Музея имени В.К.Арсеньева
во Владивостоке
Исследование Московской высшей школы социальных и экономических наук, проведенного по заказу Фонда, было направлено на изучение культурного потенциала регионов. В фокус экспертов попали последние изменения в культурных стратегиях, активность основных игроков, культура как импульс городского и регионального развития. География исследования — 20 региональных столиц, представляющих разные культурные, управленческие и экономические ситуации, по разному переживающие трансформации. Впервые, насколько известно, проведено масштабное предметное интервьюирование профессионалов в регионах — инсайдеров и партнеров.

Внимание исследователей было уделено не только стратегиям отраслевых институций, но и независимому культурному сектору, межсекторным кооперационным связям. В рамках исследования была дана экспертная оценка культурной политики, кооперации и управления в сфере культуры.
ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «РОССИЙСКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТОЛИЦЫ:
РАЗВИТИЕ, ОСНОВАННОЕ НА КУЛЬТУРЕ»

Искусный глагол
Премия присуждается один раз в год на конкурсной основе. Цель открытого конкурса профессионального мастерства среди медиа и журналистов – повышение информационной открытости музеев и их статуса, привлечение внимания к региональным центрам Эрмитажа и создание в них «центров притяжения» для прессы и новых партнеров.
27
победителей
регионального этапа
регионов
14
11
победителей
федерального этапа
Эта премия решает сразу несколько важнейших задач. Первая — стимулирование культурной журналистики, которая находится не в самом лучшем положении в регионах. Вторая — это дань памяти Владимиру Матвееву, который много сделал для Эрмитажа, его существующих и будущих спутников: в течение долгого времени Владимир Юрьевич, возглавлял пресс-службу Эрмитажа. Третья — объединение эрмитажных центров общим проектом, что будет способствовать их восприятию как единого пространства.
НИКИТА КОРЫТИН
Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств
ПРЕМИЯ «ИСКУСНЫЙ ГЛАГОЛ» ИМЕНИ В.Ю. МАТВЕЕВА УЧРЕЖДЕНА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ВЛАДИМИРА ПОТАНИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭРМИТАЖЕМ В 2016 ГОДУ. ИНИЦИАТОР ПРОЕКТА — ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.



Программа «Большой Эрмитаж», включающая в себя создание центров-спутников музея
в разных концах света, не может успешно состояться без активного и просвещенного участия журналистов. Иначе все будет понято неправильно или не понято совсем. Мы высоко ценим то, что журналистское сообщество с интересом вникает
в наши глобальные и не очень простые планы. Для этого нужен широкий культурный кругозор. Он присущ тем, кого мы хотели бы отметить премией Государственного Эрмитажа и Фонда Потанина, учрежденной совместно
с нашими будущими центрами: Эрмитаж-Урал, Эрмитаж-Сибирь и Эрмитаж-Дальний Восток. И «спутники», и забота
о журналистах как наших главных друзьях были всегда в центре внимания Владимира Юрьевича Матвеева, чье имя носит эта премия. Она станет прекрасным памятником его неудержимому музейному творчеству.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ
директор Государственного Эрмитажа
Cultural Skills Academy
150 ПРОФЕССИОНАЛОВ ИЗ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ПРОСЛУШАЛИ СЕРИЮ ТРЕХДНЕВНЫХ СЕМИНАРОВ ОТ БРИТАНСКИХ ЭКСПЕРТОВ
В ФЕВРАЛЕ 2018 ГОДА В КРАСНОЯРСКЕ, ЕКАТЕРИНБУРГЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, КАЗАНИ
И МОСКВЕ.



Оригинальная программа Cultural Skills Academy разработана Британским Советом с учетом потребностей профессионального культурного сообщества. В течение нескольких лет успешно реализуется в Европе под руководством ведущих экспертов из Великобритании. 5 лучших участников конкурса Cultural Skills Academy выиграли гранты на индивидуальные стажировки. Это уникальная возможность поработать в международной междисциплинарной команде и приобщиться к опыту лучших культурных институций. Стажировка сочетает теоретические презентации с практическими упражнениями и предполагает активный обмен опытом между участниками и консультации тренеров в ходе работы.

В России основными темами семинаров стали «Бизнес-модели культурных институций» (Designing business models)
и «Развитие аудитории» (Developing audiences). Практической базой семинаров служат успешные музейные проекты, поддержанные Фондом в разных регионах страны. На семинарах авторы проектов представляют модели стратегического развития своих организаций, привлечения новых аудиторий, формирования партнерств. Частью семинаров стала стратегическая игра «Культурный проект: модель для сборки», разработанная экспертами Политехнического музея при участии Фонда.
Также в программе мероприятия стратегическая игра «Культурный проект: модель для сборки», разработанная экспертами Политехнического музея при участии Фонда.
Программа поддержки Эрмитажа
В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДНЕЙ ДРУЗЕЙ ЭРМИТАЖА МУЗЕЙ ПРЕДСТАВИЛ НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ: ПЕРВУЮ ВИДЕО-ИНСТАЛЛЯЦИЮ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ – «МОРЕ БЕЗМОЛВИЯ» БИЛЛА ВИОЛЫ, ДАР ФОНДА, – И РАБОТУ АНСЕЛЬМА КИФЕРА «АВРОРА», ПРИОБРЕТЕННУЮ МУЗЕЕМ НА СРЕДСТВА ФОНДА ПОТАНИНА И ФОНДА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА.



Картина одного из крупнейших художников послевоенной Германии «Аврора» была представлена в числе прочих на выставке «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову», проходившей в сентябре 2017 -го года в парадных залах Зимнего дворца, и создавалась художником специально для Санкт-Петербурга. Видеоинсталляция американского пионера видеоарта Билла Виолы также экспонировалась в Эрмитаже в 2014 году на выставке «Билл Виола. Море безмолвия» и была приурочена к 250-летию музея. Теперь работы художников получили постоянную прописку в Эрмитаже.

Партнерство Фонда и Государственного Эрмитажа продолжается в течение почти 20 лет. В истории
сотрудничества уже были случаи приобретения для коллекции музея знаковых экспонатов – в 2002 г. Владимир Потанин приобрел «Черный квадрат» Казимира Малевич,а. Учредитель Фонда стоял у истоков создания Фонда развития Государственного Эрмитажа – эндаумента, доходы от которого позволяют реализовывать стратегические проекты по развитию музея. Фонд поддерживает музей в его работе по сохранению культурного наследия и стремлении развиваться, меняя свой облик в контексте XXI века. Стремясь поощрить наиболее активных и творческих сотрудников музея, Фонд осуществляет две грантовые программы: индивидуальных грантов «За вклад в развитие Эрмитажа» и грантов на научные поездки и стажировки.
Пополнение коллекций произведениями современного искусства остается сложной темой даже для крупных российских музеев с мировым именем.
В последние годы случаи приобретения значимых работ современных художников можно пересчитать по пальцам. Поэтому мы рады возможности поддержать Эрмитаж в расширении коллекции. Мы уверены, что лучшие образцы современного искусства, в том числе и западного, должны быть достоянием общества, быть доступными широкой публике, а не только
узкому кругу ценителей. Это один из способов участия в глобальном культурном диалоге.
Сам факт такого приобретения является во многом символическим
событием: для музея это знак развития и перспектив,
а для меценатов и дарителей – возможность задуматься
о появлении тренда, к которому стоит присоединиться.
ОКСАНА ОРАЧЕВА
генеральный директор Фонда
Программа «Культурный прорыв»
В 2018 ГОДУ В РАМКАХ ПРОЕКТА СОСТОЯЛИСЬ ВЫСТАВКИ «ГДЕ-ТО МЕЖДУ»
(SOMEWHERE IN BETWEEN) ХУДОЖНИКОВ ПРОЕКТА «ТРАВМА И ВОЗРОЖДЕНИЕ».

РАБОТЫ ВЫСТАВЛЯЛИСЬ ВЕСНОЙ В «CONTEMPORARY ART CENTRE», РИГА, ЛАТВИЯ; ЛЕТОМ — В «BOZAR CENTRE FOR FINE ARTS», БРЮССЕЛЬ, БЕЛЬГИЯ; ОСЕНЬЮ — В «BUNKIER SZTUKI CONTEMPORARY ARTGALLERY», КРАКОВ, ПОЛЬША.

В рамках трехлетнего европейского проекта «Травма и возрождение» 28 ноября 2018 года была проведена итоговая конференция, на которой состоялось обсуждение результатов многостороннего европейского проекта, посвященного культурным взаимосвязям стран Западной и Восточной Европы, в котором участвовали художники из стран Бельгии, Финляндии, Германии, Италии, Латвии, Польши и России. Также был представлен Манифест «Создавая желанное будущее». Манифест – это попытка переосмыслить восприятие общей европейской истории и разработать новые формы для культурного диалога.

На конференции присутствовали около 150 участников.

Среди российских спикеров – Анна Данилова (ГМИИ им. Пушкина), Елена Цветаева (Балтийский филиал ГЦСИ), Алиса Прудникова (ГЦСИ-РОСИЗО).
Проект «Травма и возрождение» получил грантовую поддержку Фонда по программе «Культурный прорыв», целями которой являются преодоление стереотипов и рассказ о лучших российских практиках на международном уровне.
Проект инициирован и реализуется Центром изящных искусств (BOZAR) при поддержке Фонда Потанина.
Образовательный проект «Россия XX век»
совместно с Центром Помпиду
ПРОЕКТ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ БОЛЬШОЙ РАБОТЫ, СВЯЗАННОЙ
С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫСТАВКИ «КОЛЛЕКЦИЯ!» В ЦЕНТРЕ ПОМПИДУ.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА — СОДЕЙСТВОВАТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ
О РУССКОМ ИСКУССТВЕ XX ВЕКА.
В рамках конференций Chronique Russes состоялось более 25 встреч с художниками, кураторами, искусствоведами, занимающимися русским и российским искусством XX века. Среди героев встреч — Борис Гройс, Владимир Мироненко, Андрей Ерофеев, Виталий Комар, Михаил Ямпольский, Маша Членова, Олег Кулик, Эрик Булатов и Игорь Шелковский,
Валерий Кошляков.

Более 280 книг по российскому искусству получено в дар Библиотекой Кандинского.

В рамках серии «Живые архивы» художники Оскар Рабин, Эрик и Наташа Булатовы, Виталий Комар, Игорь Шелковский дали видеоинтервью.

Проведена большая работа по каталогизации работ русского искусства XX века в Библиотеке Кандинского. 3 648 российских работ находятся в онлайн-базе Центра Помпиду.

К работе над проектом привлечены интерны из университета Сорбонны, чья исследовательская деятельность связана с российским современным искусством.

Состоялась защита дипломных работ по творчеству Оскара Рабина и русским художникам-концептуалистам.
На конец 2018 года
охват аудитории
человек
2500
Культура без границ:
диалоги с культурными лидерами современности
ПРОЕКТ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, МОСКВА
Проект продолжил цикл диалогов о культурном лидерстве, поддержанный Фондом в 2016 году. Он объединил 8 публичных дискуссий культурных лидеров России, Европы и Америки. Все чаще возникает вопрос: объединяет культура людей или разъединяет? Существуют ли общемировые гуманитарные ценности, является ли культура универсальным языком и основой для сближения народов? Эксперты размышляли о диалоге культур и том, как они видят роль культурных институций в контексте глобализации и противоречий современного мира.
Дискуссии проходили в Москве и транслировались онлайн, расширяя аудиторию проекта.

В диалогах участвовали:
Евгений Миронов (художественный руководитель
Театра Наций, Москва),
Александр Сокуров (режиссер, Санкт-Петербург),
Владимир Урин (генеральный директор
Большого театра России, Москва),
Ричард Армстронг (директор Музея и Фонда Соломона Р.Гуггенхайма, Нью-Йорк, США),
Лоранс де Кар (президент музеев Орсе
и Оранжери, Париж, Франция),
Рем Колхас (архитектор, урбанист, лауреат Притцкеровской премии, Роттердам, Голландия),
Роберт Малл (один из основателей Архитектурной школы МАРШ,
Лондон, Великобритания),
Эйке Шмидт (директор Галереи Уффици, Флоренция, Италия).
СУММА ГРАНТА
РУБЛЕЙ
6 040 000
Кураторы:
Марина Эльзессер (Третьяковская галерея),
Светлана Аджубей (Academia Rossica, Лондон).

Ведущий:
Сергей Медведев,
историк, журналист, телеведущий, профессор Высшей школы экономики.
Гостиная Новой Третьяковки и Arzamas.Academy
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКИ НА САЙТЕ ARZAMAS.ACADEMY
Проект «девиртуализировал» и вывел в офлайн пространство Arzamas.Academy — один из самых посещаемых и востребованных онлайн ресурсов о культуре, истории, образовании, архитектуре.
Теперь в зале №18 Новой Третьяковки на Крымском валу посетители смогут посмотреть или послушать лекции Арзамаса и почитать книги (несколько сотен томов), переданные в дар библиотеке Третьяковской галереи.
Онлайн-представительство Третьяковки в свою очередь вышло за пределы собственного сайта.
На сайте Arzamas.Academy доступен цикл из 3-х фильмов «Художник говорит» — интервью с художниками Эриком Булатовым, Леонидом Соковым и Игорем Шелковским. Там же можно прослушать первый сезон подкаста «Я так вижу», посвященный Михаилу Ларионову, Александру Дейнеке, Гелию Коржеву и Михаилу Рогинскому. «Представительство» будет пополняться новыми сериями о ключевых русских художниках
ХХ века.
Образовательные интернет-проекты — это связные между экспертом и максимально широкой аудиторией. В мире, где практически не осталось безусловных, общих для всех «скреп», только музей пока остается местом, способным объединить противоборствующие идеологии.
ФИЛИПП ДЗЯДКО
главный редактор проекта Arzamas
Музеи осознают, что невозможно больше оставаться «башней из слоновой кости». Недостаточно просто представить экспозиции и артефакты. Чрезвычайно важна интерпретация, личная и яркая подача материала, вырабатывание нового языка общения с публикой (не примитивного и не скучного). Мы стараемся думать о том, чтобы людям в музее было легко, удобно, приятно, а информация воспринималась естественно.
ЗЕЛЬФИРА ТРЕГУЛОВА
генеральный директор
Государственной Третьяковской галереи

Исследование аудитории современного искусства
в крупных городах России
ПРОЕКТ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ЗА АРТ», ЕКАТЕРИНБУРГ
Системное исследование существующих и будущих (потенциальных) аудиторий современного искусства в 7 российских городах было проведено в 2017 году и включило в себя такие города как Екатеринбург, Нижний Новгород, Норильск, Пермь, Томск,
Тюмень, Челябинск. Оно охватило 36 событий современного искусства самого различного масштаба, формата, периодичности с очень различающимися аудиториями. Результаты исследования и рекомендации для всех, кто работает с современным искусством или событиями в этой сфере, обобщены в печатном сборнике и представлены на Форуме «Музейный гид» в рамках фестиваля «Интермузей» 2018, в Уральском филиале ГЦСИ-РОСИЗО в Екатеринбурге, на «Вазари Фест» в Нижнем
Новгороде и на Санкт-Петербургском культурном форуме.
Исследовательский потенциал ЕАСИ позволил реализовать серию крупных теоретических проектов по изучению городского пространства (культура открытого города и постфордизм, независимая оценка качества и спрос на услуги в сфере культуры, арт-рынок и found-арт и др.). Новый проект совместно с давним партнером ГЦСИ-РОСИЗО – это возможность не только судить о тех россиянах, кто уже ценит и любит современное искусство, но и формировать новую публику в рамках партисипаторных исследовательских методов, за счет привлечения культуртрегеров, молодежи, в том числе – студентов ЕАСИ.
ЛАРИСА ПЕТРОВА
проректор по научной и инновационной работе ЕАСИ
Образ жизни современного горожанина – динамичный, разнообразный, дифференцированный часто не вокруг привычных социально-демографических показателей, а совсем по другим критериям, становится вызовом для социологии. Типичными подходами, методиками исследовать и понять этот образ жизни уже невозможно. Поэтому значение исследовательского проекта выходит за рамки изучения аудиторий современного искусства, поскольку проект предполагает поиск и тестирование таких методов сбора информации, которые сопровождают аудиторию в ее активности, позволяют выделить и описать не только реальные, но и потенциальные аудитории, типизировать их по ценностям и интересам. Результатом проекта станет модель изучения аудиторий современного искусства и шире – модель изучения аудиторий разнообразных активностей горожан, дифференциации городской досуговой среды.
МАРИЯ БУРЛУЦКАЯ
кандидат социологических наук, руководитель новационных проектов фонда «Социум»
Проект NEMOSKVA
Впервые в таком масштабе проведено исследование культурного опыта регионов России, выявляющее в них «очаги современности» в связке с глобальными трендами в культуре.
Результаты представлены на федеральных культурных форумах и в 10 городах, расположенных вдоль Транссибирской магистрали от Москвы и Нижнего Новгорода до Хабаровска и Владивостока. 3 недели в формате «агитационного поезда» международные эксперты в области культурологии, современного искусства, архитектуры, дизайна представляли итоги исследования, проводили в городах следования профессиональные дискуссии и открытые лекции о драйверах развития мировой культуры, а также конкурс портфолио для современных региональных художников. Результатом ревью станет передвижная выставка «НЕМОСКВА», которая в 2019-2020 гг. представит лучшие работы, отобранные международным жюри,
на партнерских площадках проекта. Эти работы также составят основу для создания выставочных проектов ГЦСИ-РОСИЗО в Брюсселе, Москве, регионах России и странах СНГ.
20
РЕГИОНОВ
100
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЭКСПЕРТОВ
ГЛОБАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ГЦСИ-РОСИЗО (РОССИЯ)
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ЦЕНТРОМ ИСКУССТВ BOZAR (БЕЛЬГИЯ) И ДРУГИМИ РОССИЙСКИМИ И ЕВРОПЕЙСКИМИ ПАРТНЕРАМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ЛОКАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ СЕГОДНЯШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

БОЛЕЕ
Проект «Коллекционируя Россию»
Приморского государственного объединенного
музея имени В.К. Арсеньева, Владивосток
Проект предполагает организацию диалога и обмена опытом на профессиональной площадке, поиск и отработку новых технологий проектирования, реализацию совместных инициатив (выставочных, образовательных, исследовательских, издательских). Проект становится площадкой для профессиональной коммуникации представителей региональных музеев.
900 000
РУБЛЕЙ
СУММА ГРАНТА
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМИ МУЗЕЯМИ.
Проект «Волонтерский коворкинг PERMM»
Музея современного искусства, Пермь
Участники лекций, семинаров, интенсивов смотрят на современное искусство и музейную деятельность с точки зрения их образовательного и преобразовательного потенциала, получают новые знания, навыки и компетенции в сфере музейного дела, учатся интерпретировать современное искусство и превращать его в инструмент проектирования.
Волонтерами музея становятся люди самых разных профессий, обладающие самими разными знаниями, умениями и опытом. Волонтер в этом проекте определяется как человек с активной жизненной позицией, разделяющий музейные ценности, готовый принимать долгосрочное содержательное участие в жизни музея, создавать музейный контент вместе с его сотрудниками, действуя при этом добровольно на безвозмездной основе. Коворкингом (в широком смысле) называют подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве.
400 000
РУБЛЕЙ
СУММА ГРАНТА
ПОБЕДИТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ НОМИНАЦИИ ФОНДА «ЛУЧШИЙ ВОЛОНТЕРСКИЙ ПРОЕКТ МУЗЕЯ» НА ФЕСТИВАЛЕ «ИНТЕРМУЗЕЙ-2018»
Форум «Музейный гид»
Мир заметно изменился в последние десятилетия. Должен ли музей отвечать на эти перемены или способен определять их? В мире нет единого образа будущего, и это трудно принять. В этом смысле музей является местом, где многообразие жизни может встречаться в одном пространстве и не конфликтовать.

Форум дал возможность услышать мнение тех, кто определяет лицо музейной сферы сегодня. В числе спикеров – директор центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Сергей Зуев, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Музея Первого президента Б.Н. Ельцина Дина Сорокина, директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. Также в мероприятиях форума приняли участие министр культуры Красноярского края Елена Мироненко, министр культуры Омской области Юрий Трофимов, начальник управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская и др. Успешный опыт сотрудничества с музеями представили проект Arzamas, «Яндекс», фестиваль «Арт-овраг», представители региональных вузов.

Зарубежные участники форума затронули широкий спектр тем, важных для глобального музейного сообщества. Опытом развития малого музея поделилась Карин Гамбар, директор музея «Замок д'Уарон» (Франция). Аки Хоаси, руководитель международного отдела Художественного музея Йокогамы, главный менеджер Йокогамской триеннале современного искусства (Япония) приняла участие в дискуссии, посвященной выходу музея за рамки собственной территории. Музей как центр развития экономики региона стал темой видео-выступления Дэвида Эллиотта, заместителя директора и главного куратора Музея современного искусства Редтори (Китай). О работе с различными аудиториями рассказала Юлия Хагенберг, глава отдела образовательных программ Художественного собрания земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия). О системной поддержке инноваций в сфере культуры шла речь в публичном интервью Гейл Лорд, основательницы и президента (Канада).
ФОРУМ «МУЗЕЙНЫЙ ГИД» — ЭТО ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С НАИБОЛЕЕ ЯРКИМИ ПРОЕКТАМИ, ОБЩЕНИЯ С КЛЮЧЕВЫМИ РОССИЙСКИМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЭКСПЕРТАМИ. УЧАСТНИКИ ФОРУМА
В ДИСКУССИЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ЛЕКЦИЯХ, ПРАКТИКУМАХ ОБСУЖДАЛИ ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ.

Made on
Tilda